ОГАС

издание второе
переработанное и дополненное

Открытая глобальная автоматизированная система

инфраструктура интеллектуальной цифровой экономики

Революционная концепция цифровой экономики и информационного обществаПредложена в 1962 г.

Первоначальный проект ОГАС предусматривал построение в СССР кибернетической системы управления экономикой. Параллельно предлагались такие решения как электронный документооборот, цифровые безналичные валюты, публичные информационные порталы и банки данных - впервые в мировой практике. По мнению многих ученых и экспертов, именно страх советской партийной номенклатуры уступить властные полномочия "перфокарте, управляющей Кремлем" предопределил поражение СССР в холодной войне.

Децентрализация и универсальность для субъектов любой формы собственности Применимость сегодня и в будущем

В отличие от проекта Общегосударственной автоматизированной системы В. М. Глушкова, Открытая глобальная автоматизированная система ориентирована на современную экономику смешанного типа. Технология позволяет задействовать всю мощь искусственного интеллекта и машинного обучения, но при этом предложения электронного помощника не являются императивом, обязательным к исполнению: окончательное решение по каждой сделке принимается пользователем системы.

Современная технологическая база и открытый исходный кодПроект учитывает новейшие достижения в ИТ

Обновленный проект ОГАС строится как программное обеспечение с открытым исходным кодом и включает наработки по ряду аналогичных концепций (Киберсин, проект "Венера") и новейшие западные достижение в сфере систем управления уровня предприятия. На основе критического переосмысления "блокчейн"-технологии создан лишенный ее недостатков инструментарий распределенного хранения данных - "пост-блокчейн". ОГАС включает как системное, так и прикладное программное обеспечение.

Историческая справка о первоначальном проекте ОГАС

Что такое ОГАС?

Общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации (ОГАС) — проект системы автоматизированного управления экономикой СССР, основанной на принципах кибернетики, включающей в себя вычислительную сеть, связывающую центры сбора данных, расположенные во всех регионах страны.

Разработчик системы академик В. М. Глушков даёт такое определение ОГАС:

В решениях XXIV съезда КПСС ОГАС определена как Общегосударственная автоматизированная система сбора и обработки информации для учёта, планирования и управления… Помимо учёта и текущего управления главной задачей вертикальных связей в ОГАС является обеспечение системы объёмно-календарного территориально-отраслевого планирования во всех звеньях экономики (от Госплана СССР до цеха, участка, а в краткосрочном планировании и до отдельных рабочих мест)… Смысл вертикальных связей в ОГАС в этом аспекте состоит в том, чтобы обеспечить интеграцию локальных программ по всем уровням иерархии территориального управления, вплоть до общесоюзного уровня.

В. М. Глушков, «Основы безбумажной информатики»

Проект предусматривал создание сети, превосходящей сегодняшний Интернет. Помимо технических аспектов, проект ОГАС подразумевал прикладной слой - инфраструктуру цифровой плановой экономики, управляемой искусственным интеллектом

Почему проект ОГАС не был воплощен?

Проект ОГАС не был единственным в истории проектом создания цифровой экономики, и даже не являлся хронологически первым в СССР. Первым, кто поставил перед высшим руководством Советского Союза и научной общественностью вопрос о необходимости управления экономикой СССР в масштабах всей страны на основе повсеместного применения электронных вычислительных машин (ЭВМ) был Анатолий Иванович Китов. Его проект ЕГСВЦ (единой государственной сети вычислительных цетров) стал первым в мире проектом компьютерной сети. Проект В. М. Глушкова во многом основывался на наработках Китова, будучи дополненным в концептуальной плоскости и проработанным в части математических моделей и алгоритмов. Глубина проработки, широта охвата и продвинутые технологии - то, что отличало ОГАС от аналогичных концепций.

На порядок более простая цифровая система управления экономикой - Киберсин - была успешно реализована в 1970-х гг. в Чили в период правления президента-социалиста Сальвадора Альенде под руководством британского ученого-кибернетика Стаффорда Бира. В системе Киберсин были использованы всего лишь 2 маломощных компьютера, а абонентские терминалы были реализованы на базе архаичного оборудования - телексов. Несмотря на это, система успешно решала экономические задачи и даже помогла спасти столицу Чили от голода, когда в процессе чилийского "майдана" владельцы грузовиков заблокировали грузоперевозки по всей стране.

Страх хозяев пришедшей ко власти хунты Аугусто Пиночета перед использованием столь передовых технологий идеологическими оппонентами был столь велик, что центр управления "Киберсина" был немедленно уничтожен. Успешное внедрение и работа реализованного на примитивной технической базе "Киберсина" показывает, что технических и экономических препятствий для реализации ОГАС в те годы, когда проект был предложен, не существовало. Ключевым фактором неудачи проекта Глушкова стал страх советской партийной номенклатуры, боявшейся потерять абсолютную власть. К тому же, есть свидетельства того, что заговор по разрушению СССР успешно развивался уже в те годы, и экономический прорыв в киберкоммунистическое будущее явно не входил в планы советских элит.

"Под конец выступает Суслов и говорит: "Товарищи, может быть, мы совершаем сейчас ошибку, не принимая проект в полной мере, но это настолько революционное преображение, что нам трудно сейчас его осуществить. Давайте пока попробуем вот так, а потом будет видно, как быть" И спрашивает не Кириллина, а меня: "Как вы думаете?" А я говорю: "Михаил Андреевич, я могу вам только одно сказать: если мы сейчас этого не сделаем, то во второй половине 70-х годов советская экономика столкнется с такими трудностями, что все равно к этому вопросу придется вернуться". Но с моим мнением не посчитались, приняли контрпредложение”.

В. М. Глушков, воспоминания

После проекта директив XXIV съезда, где было написано об ОГАС, был опубликован ряд критических статей в американской прессе с целью скомпрометировать проект Глушкова перед руководством страны и притормозить процесс развития. Глушков вспоминает, что тогда же начали случаться странные вещи. Например, в 1970 году он летел из Монреаля в Москву самолетом Ил-62. Опытный летчик почувствовал что-то неладное, когда летели уже над Атлантикой, и возвратился назад. Оказалось, что в горючее что-то подсыпали. Другая попытка покушения на Глушкова была осуществлена в Югославии.

В обновленном проекте ОГАС мы переходим от общегосударственной к открытой глобальной системе. Децентрализация - инструмент, позволялющий обойти бюрократический барьер вместо того, чтобы штурмовать его

Не устарел ли проект ОГАС сегодня?

Предложенный в начале 1960-х годов ХХ века проект ОГАС был немыслимо революционен. Список технологий, предложенный Глушковым, помимо прочего включал электронный документооборот, электронные деньги, АСУ (сегодня эти системы называют термином ERP), распределенные банки данных, инструментарий электронной медицины и даже платформу информационных порталов, в некоторых аспектах превосходящую ставший основой современного Интернета гипертекст.

В том или ином виде очень многое из предложенных Глушковым "строительных блоков" ОГАС сегодня реализовано в продуктах ведущих западных корпораций и является де-факто стандартным инструментарием

С другой стороны, данные инструменты в совокупности не образуют функциональный аналог ОГАС, поскольку являются лишь технической обвязкой для системы. Ядро ОГАС - интеллектуальный механизм, обеспечивающий формирование оптимизированных экономических цепочек, комплекс математических инструментов, обеспечивающих оптимизацию не в пределах одного субъекта экономики (как в ERP-системе), а в рамках всей экономики сразу. По сути, можно говорить, что проект ОГАС не устарел, а попросту ранее опережал время на десятилетия. Именно сегодня, когда все ключевые компоненты, требуемые для успешного внедрения ОГАС, созданы, этот проект становится своевременным и актуальным: задача создания и внедрения уже не требует мобилизации ресурсов целого государства и вполне решаема силами сравнительно небольшой команды исследователей и инженеров.

Технологически ОГАС не привязана к модели хозяйствования и формам собственности экономических субъектов, а также не требует одномоментного повсеместного внедрения. Замена механизма централизованного утверждения сформированного электронной машиной плана множественным локальным консенсусом в виде заключения контракта в электронной форме не влияет на актуальность математических моделей глобальной оптимизации.

Математические модели и алгоритмы ОГАС намного более эффективны в условиях социалистической рыночной экономики народных предприятий, чем при командно-административной модели СССР

Для народных предприятий (акционерных обществ работников) ОГАС представляет не только инструментарий планирования и управления предприятием, а еще и платформу эффективного демократического принятия решений, позволяющую исключить опасный феномен "красных директоров", концентрирующих в своих руках акции предприятия при помощи теневой игры. Передовой технический инструментарий позволяет моделировать последствия принятия любого управленческого решения, а значит - эффективно выявлять способные кадры и способствовать их справедливому продвижению на руководящие должности.

ОГАС-2: возможности, преимущества, технологии

Структура

компоненты Открытой глобальной автоматизированной системы

Системное ПО

Независимая и технически передовая программная платформа, ориентированная на отечественные платформы (Эльбрус), обеспечивающая работу и взаимодействие абонентов ОГАС без централизованной ИТ-инфраструктуры

Социальная сеть

Децентрализованная социальная сеть, обеспечивающая коммуникацию абонентов ОГАС (как физических, так и юридических лиц) между собой и включающая механизмы осуществления юридических действий при помощи электронной цифровой подписи

Финансовая платформа

Инструментарий децентрализованных электронных денег, юридически применимых уже сегодня и лишенных недостатков традиционных криптовалют (нестабильный курс, трудности правового регулирования, технические риски)

АСУ уровня предприятия

Каркас типовой автоматизированной системы управления, позволяющей использовать и локальный режим работы, и взаимодействовать с сервисами ОГАС, а также поддерживающей эффективную организацию управления народными предприятиями

Робот-Госплан

Интеллектуальный агент, который непрерывно ищет потребителей для каждого производителя и наилучшее предложение на рынке - для каждого потребителя. Может предложить переориентацию производства или слияние с другой компанией - но его роль ограничивается исключительно аналитикой и советами.

Среда моделирования

Инструментарий оценки последствий принятия управленческих решений на различных уровнях, позволяющий провести детализированное моделирование при помощи виртуальной модели мировой экономики.

Пост-блокчейн

ОГАС и блокчейн

В современном ИТ-дискурсе термин "блокчейн" фактически стал синонимом словосочетания "цифровая экономика". Технология "блокчейн" действительно является революционной и как явление относится к категории исторических. Однако критический экспертный анализ позволяет заметить, что реальная революционность "блокчейна" заключается лишь в том, что это первая массовая технология открытого верифицируемого хранилища данных.

"Блокчейн" не является лучшей технической реализацией такого хранилища.
Пришествие "блокчейна" из мира финансов определяет его "родовые травмы"

"Блокчейн" спроектирован с нарушением принципов инженерии, прикладная функциональность не абстрагирована от уровня хранилища данных. Фактически, речь идет о нескольких различных технологиях, интеграция которых выполнена не лучшим образом. Последствиями этого являются такие критические недостатки как:

  • Несправедливость и тоталитаризм финансовых механизмов на основе "блокчейна"
  • Принцип финансовой пирамиды в основе формирования ценности криптовалют
  • Неприменимость в реальном секторе экономики из-за курсовой нестабильности и правовых нюансов
  • Высокие транзакционные издержки
  • Критические риски безопасности (уязвимость к скоординированной модификации "блокчейна" с использованием зараженных компьютеров или к атаке при помощи концентрации "цифрового золота", возможной на такой популярной платформе как Ethereum)
  • Невозможность конвергенции и необходимость в централизованном принятии решений, обязательных для всех абонентов системы (вследствие чего постоянно создаются "форки" - ответвления "блокчейна").

Внедрение "блокчейна" в первую очередь продемонстриовало необходимость в качественном инструментарии открытых верифицируемых распределенных хранилищ данных. ОГАС как децентрализованная глобальная система может строиться исключительно на основе хранилища данных такого типа, поскольку абоненты ОГАС в обратном случае будут рисковать критически важной информацией. К тому же, криптовалюта является лучшим вариантом реализации финансового механизма для ОГАС.

Пост-блокчейн - это технология децентрализованного хранения верифицируемых данных, которая исключает прикладной уровень. Это исключительно СУБД, а интерпретация хранимых данных передается на уровень прикладного ПО

Рассмотрим, как пост-блокчейн эффективно решает ключевые вышеназванные проблемы:

Блокчейн Пост-блокчейн
Несправедливость и тоталитаризм финансовых механизмов на основе "блокчейна" Пост-блокчейн исключает финансовые механизмы из своей структуры и выносит их на уровень прикладной программы. Это обеспечивает реальную свободу и децентрализацию.
Принцип финансовой пирамиды в основе формирования ценности криптовалют В основе формирования ценности криптовалют - заверенные электронно-цифровой подписью юридические обязательства эмитента
Неприменимость в реальном секторе экономики из-за курсовой нестабильности и правовых нюансов Криптовалюты на основе пост-блокчейна изначально разработаны как решение задачи применимости в реальном секторе экономики уже сегодня. Стабильный курс обеспечивается за счет фидуциарного механизма эмиссии, а в юридической плоскости криптовалюта в пост-блокчейне является векселем, заверенным электронной цифровой подписью, и может быть предметом свободного оборота ценных бумаг.
Высокие транзакционные издержки Транзакционные издержки сравнимы с таковыми у электронной почты или интернет-мессенджеров.
Критические риски безопасности (уязвимость к скоординированной модификации "блокчейна" с использованием зараженных компьютеров или к атаке при помощи концентрации "цифрового золота", возможной на такой популярной платформе как Ethereum) Атаки технически невозможны, поскольку не используется механизм подтверждения транзакций на основе консенсуса. При наихудшем исходе в БД возникнут "мусорные" транзакции, которые будут оперативно изъяты механизмом очистки.
Невозможность конвергенции и необходимость в централизованном принятии решений, обязательных для всех абонентов системы (вследствие чего постоянно создаются "форки" - ответвления "блокчейна"). База данных пост-блокчейна - это хранилище электронных документов, оформленных согласно действующему законодательству. Возможность совместного использования электронных документов из различных источников не ограничивается.

Этапы реализации проекта

  • 1
    Формальные спецификации
  • 2
    Прототипирование системы
  • 3
    Пилотное внедрение
  • 4
    Планомерное развитие и продвижение

Задачи этапа

формирование документальной базы для разработки ОГАС
спецификация протоколов
спецификация форматов данных
создание информационно-пропагандистских материалов
макетирование пользовательского интерфейса
описание технических требований к программному обеспечению

Сроки реализации

к 7/11 2017 г.

Задачи этапа

создание действующего прототипа системы ОГАС
создание узла ОГАС У-0 (корневого узла платформы)
публикация прототипа в свободном доступе (включая исходные коды)
подготовка и написание пользовательской документации и документации программиста

Сроки реализации

к 31/01 2018 г.

Задачи этапа

создание консорциума по внедрению и развитию ОГАС (преимущественно на базе государственных предприятий и акционерных обществ работников (народных предприятий))
формирование действующей экосистемы эксплуатантов ОГАС в составе не менее 20 предприятий различного размера с общей численностью персонала не менее 5000 чел.
осуществление доработки системы согласно опыту практической эксплуатации

Сроки реализации

к 01/08 2018 г.

Задачи этапа

подготовка в выводу проекта на международный уровень (создание языковых версий)
формирование международного сообщества разработчиков ОГАС как системы с открытым исходным кодом
создание коммерческой экосистемы предоставления услуг по внедрению и обслуживанию ОГАС на предприятиях

Сроки реализации

к 31/12 2018 г.